С 19 по 21 июля 2024 г. в Университете Сириус проведены лекционные и практические занятия по участию школьников в сборе информации и подготовке Национального кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов по сектору «Энергетика» в рамках программы «Большие вызовы».[1]
[1] Дополнение к новости от 26.07.24 http://www.igce.ru/2024/07/26/%d0%b2-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b8%d0%be%d0%b4-%d1%81-19-%d0%bf%d0%be-21-%d0%b8%d1%8e%d0%bd%d1%8f-2024-%d0%b3-%d0%b2-%d1%83%d0%bd%d0%b8%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82%d0%b5-%d1%81%d0%b8/
Занятия проведены заместителем директора ИГКЭ Гинзбург Вероникой Александровной и главным специалистом отдела Исследования процессов стабилизации климата Миняевым Ильей Евгеньевичем.
Новинкой для проведения подобных обучающих мероприятий стало использование анкет обратной связи, которые участники семинаров заполнили и сдали после их окончания. Кроме того школьникам было предложено принять участие в сборе первичных данных для оценки выбросов парниковых газов от их домохозяйства по форме, разработанной специально для этих занятий («Детский кадастр»).
Вот характерные примеры полученных комментариев слушателей:
- «Спасибо большое за лекции и возможность поучаствовать в вашем исследовании! Было очень интересно общаться с вами. Надеюсь, что после окончания обучения смогу заняться исследовательской работой в вашем институте.»
- «Была интересная и понятная подача материала и все понятно».
В целом, несмотря на очень позднее время для проведения дополнительных занятий, семинары вызвали искренний интерес и положительную оценку большинства школьников:
- более 83% участников признали формат семинаров удовлетворительным и планируют использовать полученные на нем знания в дальнейшей учебе и работе;
- более 70% участников дали общую оценку семинаров как очень «хороший» и «отличный»;
- более 60% участников высказали намерение принять участие в сборе материалов для участия в программе «Детский кадастр».
Степень заинтересованности и количество положительных оценок полученных знаний, а также потребность в дополнительной информации сильно дифференцирована в зависимости от возраста участников (14-15 лет, 16-17 лет).
Краткие выводы по итогам анализа анкет обратной связи.
Основываясь на анализе полученных анкет обратной связи, можно признать семинар для участников экологической группы в рамках программы «Большие Вызовы» можно признать успешным. Особенностью проведения семинаров, осложнявшей восприятие материала, несомненно были два фактора: (1) позднее время начала — 19.00, а также (2) проведение семинаров в конце программы, накануне сдачи проектных работ участниками программы.
Изучение вопросов учета климатического воздействия от различных видов человеческой деятельности необходимо проводить во взаимосвязи с вопросами изменения климата и разработки мер по предотвращению негативных воздействий или адаптации к ним, включая социально-экономические и политико-правовые аспекты на национальном и международном уровне.
Представляется, что применительно к дополнительному образованию школьников наиболее эффективным будет проведение аналогичных занятий с учениками старших классов (16-17 лет) с высоким уровнем общетеоретической подготовки (по сравнению с 14-15-летними), который позволит успешно осваивать подобные междисциплинарные программы.
Также возможно рассмотреть вариант, когда сбор и анализ данных в рамках «Детского кадастра» будет выполняться как самостоятельный научно-исследовательский проект программы «Большие вызовы», который может быть предложен на междисциплинарном уровне для участников во всех дисциплинах/программах (включая искусство и спорт), как элемент общеобразовательного цикла нового уровня.
Особенности восприятия знаний по возрастным группам школьников
Так, все 14 и 15-летние участники отмечали, что «вся информация была уже известна и изучена ранее». Общая оценка семинара участниками этой возрастной категории равномерно распределена между «плохо» и «отлично» и не калибруется.
В этой возрастной категории пока еще нет понимания возможности использования полученных на семинаре знаний в будущей учебе и т.д. Однако в ответах на более детализированные вопросы участники этой возрастной группы, несмотря на то, что «уже все знали», тем не менее отметили, что узнали много нового:
- о способах «борьбы» с изменениями климата»;
- о количестве выбросов транспортом;
- об актуальных вопросах углеродной повестки в России в настоящее время;
- о возможности участвовать в исследовании по программе «детского кадастра».
Группа 16-летних участников составляла основную массу слушателей и они же - наиболее противоречивая часть. Только 25% этой категории слушателей четко подтвердили, что смогли получить из семинара новые знания, сформулировали дополнительные вопросы и дали развернутые комментарии; 40% - смогли сформулировать, какую полученную информацию считают полезной для себя и столько же подтвердило намерение принять участие в проекте «Детского кадастра».
По сравнению с более ранними возрастными категориями, 90% 17-летних участников узнали из семинара для себя новую информацию. Только один из участников указал, что уже полностью владел информацией по теме семинара, но даже ему было интересно послушать про все три темы.
Общая оценка семинара всеми участниками этой возрастной категории «очень хорошо».
В этой возрастной категории есть четкое понимание о перспективах использования полученных на семинаре знаний в будущей учебе и карьере (60% участников полностью в этом уверены, оставшаяся часть предполагает их использовать, но частично).
100% участников этой возрастной категории так или иначе планируют принять участие в программе «Детский кадастр».
Потребность в дополнительных обучающих программах по теме учета выбросов парниковых газов
В своих отзывах слушатели выделили, как наиболее важные для них следующие вопросы:
- история и правила углеродного регулирования;
- методика расчета выбросов и подробности формирования национального кадастра парниковых газов;
- информация про национальные коэффициенты и о механизме расчете баланса выбросов парниковых газов;
- тема углеродной отчетности компаний и различные виды «охватов» при расчете углеродного следа;
- углеродная нейтральность и классификация выбросов парниковых газов;
- тема связи экологических проектов и экономики государства;
- информация о создании «детского кадастра», как посчитать свой углеродный след.
А вот, что ребята хотели бы узнать дополнительно по изученной теме (сохранена оригинальная стилистика):
- Подробная статистика и формулы для расчета выбросов парниковых газов;
- Создание отчетности по определению выбросов, требования к оперативной отчетности;
- Более подробно об углеродных единицах;
- Больше информации по экологическим проектам и углеродным баллам/единицам;
- Поподробнее о сборе данных об углеродных выбросах у предприятий;
- Законодательные вопросы углеродного регулирования;
- Тема связи экологических проектов и экономики государства;
- Про стратегию низкоуглеродного развития в России до 2050 года.