«О том, как перехват политиками целей экологической повестки создает угрозы научно обоснованной работе по противодействию изменениям климата, в колонке для “Ъ” объясняет Анна Романовская, ведущий автор Пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), член-корреспондент РАН, доктор биологических наук (экология), директор Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля, участник климатических переговоров РКИК ООН в составе российской делегации с 2009 года»

https://www.kommersant.ru/doc/5060885 . "Коммерсантъ". Проблемы изменения климата. 01.11.2021, 01:00.

"Не выполнят, так согреются.

Анна Романовская о том, как нереальные цели ставят под угрозу борьбу с изменением климата.

О том, как перехват политиками целей экологической повестки создает угрозы научно обоснованной работе по противодействию изменениям климата, в колонке для “Ъ” объясняет Анна Романовская, ведущий автор Пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), член-корреспондент РАН, доктор биологических наук (экология), директор Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля, участник климатических переговоров РКИК ООН в составе российской делегации с 2009 года.

Чем меньше времени остается до переговоров сторон рамочной конференции ООН об изменении климата и Парижского соглашения в Глазго, тем сильнее ощущается давление на правительства разных стран по усилению целей и соответствие самому жесткому сценарию борьбы с изменением климата — ограничению потепления 1,5 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным периодом.

При этом последний Оценочный доклад межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) однозначно указывает, что потепление в 1,5°С будет достигнуто уже до 2030 года и превышено к 2100 году по всем имеющимся сценариям — и только по самому жесткому и наименее реалистичному это превышение в XXI веке будет временным.

Вспомним также историю: ученые МГЭИК никогда не называли ограничение в 1,5°С «пороговым», «точкой невозврата» или «катастрофичным». Это значение в качестве количественного целевого порога появилось во время переговоров по тексту Парижского соглашения. А собственно в Париже в декабре 2015 года, когда так и не смогли достичь консенсуса ни по формулировке цели в 2°С, ни по 1,5°С, просто оставили в статье 2.1а) обе цифры («удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С…»). На основании обозначения этой цели Конференция сторон РКИК ООН предложила МГЭИК проработать сценарии ее достижения в отдельном докладе. Вновь подчеркиваю, что эти целевые показатели и инициативы спускались от политиков, а не исходили от ученых.

МГЭИК выполнил задание и выпустил отдельный Специальный доклад о глобальном потеплении на 1,5°С (2018), согласно которому «при отсутствии превышения или кратковременном превышении 1,5°С глобальные чистые антропогенные выбросы углекислого газа (CO2) снижаются примерно на 45% от уровня 2010 года к 2030 году, достигая чистого нуля около 2050 года». Выбросы не-СО2 парниковых газов должны быть также «значительно сокращены» к 2050 году во всех секторах экономики. В докладе МГЭИК осторожно отмечает, что целевой показатель в 1,5°С требует более быстрых и выраженных системных изменений в течение следующих двух десятилетий, чем при сценариях для ограничения в 2°C. Кроме того, по мнению ученых, все возможности ограничения в 1,5°С требуют использования методов геоинжиниринга, в частности масштабного удаления углекислого газа из атмосферы. Модификация солнечной радиацией не была включена в сценарные прогнозы МГЭИК, однако в научных публикациях указывается, что именно этот метод может дать человечеству возможность выполнения поставленных температурных целей и время, необходимое для плавного перевода экономики в сторону низкоуглеродного развития.

Что происходит сейчас на международной арене? Более 120 стран заявили о достижении «углеродной нейтральности» к 2050 или 2060 году. Однако при этом речь идет не о достижении чистого нуля по выбросам и поглощению углекислого газа, который указывали ученые МГЭИК, а о полном балансе антропогенных выбросов всех парниковых газов с поглощением СО2 — задача, которая не ставилась ни в тексте Парижского соглашения (статья 4.1 Парижского соглашения «…достижения сбалансированности между антропогенными выбросами из источников и абсорбцией поглотителями парниковых газов во второй половине этого века на основе справедливости и в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты»), где указывается период между 2051 и 2100 годами, ни в докладе МГЭИК, где идет речь только о СО2. Таким образом, многочисленные цели, поставленные странами, не имеют научного обоснования. Они являются просто политическими заявлениями, выполнение которых учеными было признано нереалистичным и даже не включалось в рассмотрение сценарных прогнозов. Конечно, отвечать за провал этих целей в 2050 году нынешним политикам не придется, это удобно.

Однако сценарий в 1,5°С требует еще и быстрых и очень резких действий в экономике всех стран до 2030 года — в течение оставшихся девяти лет, времени, совпавшего с тяжелыми и продолжающимися экономическими последствиями пандемии. Выполнить сокращение на 45% выбросов СО2 от уровня 2010 года до 2030 года в условиях продолжающегося в 2021 году роста выбросов парниковых газов и планируемого их роста до конца десятилетия практически невозможно: если ряд развитых стран способны стабилизировать и сократить выбросы (например, Россия обладает огромным потенциалом по сокращению выбросов), то растущий тренд выбросов в развивающихся странах переломить без ущерба их экономике пока трудно. Уверена, что именно эта задача — прохождение пика мировых выбросов парниковых газов до 2030 года — и должна стать фокусом переговоров в Глазго.

Те делегации, которые настаивают исключительно на 1,5°С, конечно, ведут свои политические игры: провал этой цели ясен ученым уже сейчас, а фактически данный порог будет превышен в течение четырех—шести ближайших лет. В этом случае отвечать за «проигрыш в борьбе с изменением климата» будут действующие в настоящее время политики, и можно будет «назначить» поименно ответственных. Конечно, это отличные и хорошо продуманные политические игры, и нам бы не было до них дела, однако я уверена, что они будут иметь катастрофичные последствия для глобальной и планомерной борьбы с изменением климата. Неизбежный политический скандал на фоне краха цели в 1,5°С может повлечь выход из глобального климатического соглашения каких-то стран, ослабление следующих целей других стран, подрыв экономического суверенитета третьих. Как это все связывается с Целями устойчивого развития и коллективными действиями в борьбе с изменением климата?

Напомню также, что некоторые из тех делегаций, которые в настоящее время активно толкают всех к принятию малореальных целей в 1,5°С, так же активно вели себя на переговорах в Копенгагене, пообещав $100 млрд финансовой помощи развивающимся странам до 2020 года, что не было выполнено. И так же активно вели себя в Париже, потом публично выйдя из этого соглашения и замедлив глобальную деятельность по борьбе с изменением климата на международной арене на несколько лет.

Таким образом, нереальные цели и задачи по сокращению выбросов парниковых газов, не имеющие научного обоснования, являются более опасными и вредными для глобальной борьбы с изменением климата, чем истинно амбициозные, но достижимые цели стран. Для выполнения Парижского соглашения необходимо общественное понимание, что порог в 1,5°С неизбежно будет достигнут и временно превышен в XXI веке. Это понимание даст возможность использовать время в Глазго для согласования и принятия адекватных мер по подготовке к реализации этого сценария: наращивания адаптационных мероприятий и финансирования развивающихся стран, согласования возможности максимально безопасного использования методов модификации солнечной радиации с целью контроля роста приземной температуры, а также осознанного наращивания масштабов применения научно обоснованных (в том числе экономически обоснованных) мер по сокращению выбросов парниковых газов."