Возможности имплементации принципа «равенства» в рамках Парижского соглашения рассмотрены в новой публикации Романовской А.А. и Федеричи С.

Возможности имплементации принципа «равенства» в рамках Парижского соглашения рассмотрены в новой публикации Романовской А.А. и Федеричи С. (A.A. Romanovskaya & S. Federici (2019): How much greenhouse gas can each global inhabitant emit while attaining the Paris Agreement temperature limit goal? The equity dilemma in sharing the global climate budget to 2100, Carbon Management, Volume 10, Issue 4. Pages 361-377. DOI:10.1080/17583004.2019.1620037 https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/17583004.2019.1620037 ).

Принцип «равенства» (т.н. «equity») используется, в том числе, при определении долевого участия стран в глобальном климатическом бюджете. Под последним принято понимать то остаточное количество выбросов парниковых газов в атмосферу, которое позволит достичь цель Парижского соглашения по удержанию роста приземной глобальной температуры не более 1,5 — 2°С.

В исследовании отмечено, что национальные условия должны иметь первостепенное значение при распределении глобального климатического бюджета по странам. Помимо общепринятых социально-экономических факторов (общая численность населения, ВВП на душу населения и текущие нетто выбросы парниковых газов), следует учитывать также социально-физические условия каждой страны — среднегодовую температуру и плотность населения. Последние два географических обстоятельства почти полностью независимы от социально-экономической системы и от готовности конкретной страны предпринимать действия по борьбе с изменением климата.

Климатический режим определяет дополнительные выбросы парниковых газов на душу населения при обогреве помещений в холодное время и их охлаждению в жаркие сезоны, а низкая плотность населения приводит к повышенной потребности в транспорте. В работе предлагается методика расчета коррекционных коэффициентов для учета географических факторов, а также приводятся их значения по всем странам мира.

Отмечено, что объективная проблема т.н. «исторической ответственности» развитых экономик перед развивающимися странами не должна включать выбросы парниковых газов в странах до 1990 года (года международного признания проблемы изменения климата и базового года РКИК ООН) и преимущественно должна решаться через финансовые механизмы РКИК ООН.

Влияние международной торговли товарами и топливом на фактические нетто выбросы парниковых газов отдельных стран в настоящем исследовании считается компенсированным углеродными правами, лежащими в основе производства этих товаров (т.е. при покупке товаров предполагается передача прав на соответствующие выбросы парниковых газов). Таким образом, международная торговля не учитывалась при распределении прав на выбросы между странами.

Результаты показывают, что доля России от настоящих 4.3% в глобальных выбросах парниковых газов с учетом сектора землепользования и лесного хозяйства в соответствии с принципом равенства должна быть сокращена до 2.0% без учета географических особенностей и до 2.6% — с их учетом. Предполагается, что все страны должны в равной степени стремиться к достижению климатической нейтральности (нулевые нетто выбросы парниковых газов) и квоты стран должны периодически пересматриваться (например, в ходе каждого Глобального подведения итогов в рамках Парижского соглашения).