Национальный центр по валидации и верификации экологической информации

Национальный центр валидации и верификации экологической информации (НЦВВЭИ)

Действует на рынке услуг по сертификации утверждений по парниковым газам (УПГ) на их соответствие государственным стандартам.

Под сертификацией утверждений по парниковым газам понимается процесс валидации или верификации утверждений по парниковым газам, поддерживаемым заказчиком или ответственной стороной.

Свою деятельность НЦВВЭИ осуществляет в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14064-3-2007, ГОСТ Р ИСО 14065-2014, ГОСТ Р ИСО 14066-2013, а также приказа Министра экономического развития Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации» и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность по добровольной сертификации.

В соответствии с п.12 ГОСТ Р ИСО 14065-2014,  НЦВВЭИ создал, внедрил и обеспечивает документально оформленную систему менеджмента качества (далее по тексту СМ), способную поддерживать и демонстрировать последовательное выполнение предъявляемых к ней требований. Система менеджмента НЦВВЭИ документально оформлена и её документы доступны для персонала. Документация СМ поддерживается в актуальном состоянии.

Разработанная и внедренная в НЦВВЭИ система менеджмента удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям.

Система включает следующие элементы:

  • Политика в области качества
  • Управление документами
  • Управление записями
  • Внутренние аудиты
  • Корректирующие и предупреждающие действия
  • Анализ со стороны руководства

Обязательства НЦВВЭИ:

В отношении объективности:

  • Соблюдать приверженность высшего руководства к беспристрастной деятельности при проведении работ по сертификации
  • Представлять доступное для общественности заявление, описывающее понимание важности беспристрастности при проведении работ по верификации, средства обеспечения менеджмента конфликта интереса и объективности работ по верификации
  • Иметь официальные правила и/или договорные условия, обеспечивающие беспристрастную деятельность каждого члена группы
  • Документировать все действия по управлению риском возникновения конфликта интереса и рисков беспристрастности, возникающих в результате деятельности ОС или любых отношений посредством:
  • Идентификации и анализа потенциальных конфликтных ситуаций, возникающих в результате деятельности ОС, включая потенциальные конфликты, возникающие как следствие любых отношений
  • Оценки финансов и источников дохода для демонстрации того, что коммерческие, финансовые или другие факторы не ставят под угрозу беспристрастность
  • Требования к персоналу, участвующему в деятельности по верификации, предавать гласности (через информирование руководства НЦВВЭИ) любую ситуацию, которая может представлять для них или ОС потенциальный конфликт интереса


[ГОСТ Р ИСО 14065-2014, п. 5.4.1]

Во избежание конфликта интересов:


  • Не привлекать персонал к выполнению работы в случае фактического или потенциального конфликта интересов
  • Не проводить верификацию УПГ в рамках одного и того же проекта ПГ, если это не допускается действующей программой по ПГ
  • Не проводить верификацию УПГ, если оно включает в себя предоставление консультационных услуг ответственной стороне, поддерживающей УПГ
  • Не проводить верификацию УПГ, если отношение с теми, кто обеспечивает предоставление консультационных услуг по ПГ ответственной стороне, поддерживающей УПГ, предоставляет неприемлемый риск для беспристрастности
  • Не проводить верификацию УПГ с привлечением персонала, который был занят теми, кто предоставлял консультационные услуги по ПГ ответственной стороне в поддержку УПГ
  • Не прибегать к аутсорсингу при рассмотрении и выдаче заявления по верификации
  • Не предлагать продукты и услуги, предоставляющие неприемлемый риск для беспристрастности
  • Не заявлять в открытой или завуалированной форме, что верификация УПГ будет проведена проще, легче, оперативнее или за меньшую стоимость в случае привлечения к работе установленной консультационной службы по ПГ

[ГОСТ Р ИСО 14065-2014, п 5.4.2]

НЦВВЭИ подтверждает свою полную ответственность за деятельность по верификации, выполняемую верификаторами по контракту.

Руководство НЦВВЭИ принимает на себя обязательство соответствовать критериям аккредитации, требованиям к аккредитованным лицам и постоянно повышать результативность системы менеджмента. НЦВВЭИ не участвует в работах по сертификации утверждений по парниковым газам, информация в поддержку которых содержит сведения, составляющие государственную тайну. Отсутствие таких сведений гарантируется ответственной стороной при подаче заявки на верификацию/валидацию (форма Ф-1).

Система климатического менеджмента

Внедрение Системы климатического менеджмента позволяет Компаниям применять единый подход по управлению выбросами парниковых газов (ПГ), углеродным следом продукции (УСП), рисками и новыми возможностями, связанными с изменением климата, и достичь успеха в климатическом менеджменте.

Цель настоящей системы климатического менеджмента – предоставить:


  • инструкции по количественному описанию реестра источников выбросов парниковых газов, мониторингу и соответствующей отчетности, включая разработку мероприятий по снижению выбросов
  • инструменты для своевременного выявления климатических рисков и возможностей, их корректной оценки и анализа, разработки мероприятий по минимизации рисков
  • инструменты для оценки существующего уровня углеродного следа продукции, определения и реализации потенциалов для снижения, разработки и мониторинга мероприятий, направленных на снижение углеродного следа продукции


Система климатического менеджмента позволяет отслеживать показательность (результативность), а также прогресс в сокращении выбросов парниковых газов, митигации, непрерывного уменьшения углеродного следа, включая использование как внутренних резервов (меры по повышению энергоэффективности, внедрение возобновляемых источников, лесовосстановление/ лесонасаждение), так и внешних возможностей (работа с поставщиками, подрядчиками, логистикой, приобретение и продажа компенсационных углеродных единиц), адаптироваться к изменениям климата и построить эффективную коммуникацию с заинтересованными сторонами.

Область действия системы:


  • Система климатического менеджмента применяется на любых производственных площадках Компаний, находящейся в ее организационных границах
  • Система климатического менеджмента устанавливает порядок управления парниковыми газами, рисками, возможностями, связанными с изменением климата и углеродным следом продукции
  • Система климатического менеджмента помогает получить намеченные результаты, которые представляют ценность для окружающей среды, производственных площадок и Компаний в целом, а также для заинтересованных сторон

Принципы работы

Согласованность

Компании используют методический подход, дающий возможность сопоставить результаты в течение определенного времени. Система обеспечивает понятное документирование изменений, рамок, методов во временной последовательности.

Прозрачность

Информация регистрируется, обобщается и анализируется таким способом, который позволяет заинтересованным сторонам оценить степень ее достоверности.

Точность

Компании стремятся исключить систематические ошибки и снизить уровень неопределенности, насколько это практически возможно

Применимость

Используемые подходы, методы, параметры, источники данных и факторы минимизируют вероятность недооценки (погрешностей).

Полнота

Компании учитывают все производственные площадки в рамках выбранных границ. Раскрывают и дают объяснения любому исключению.

Факторы

При управлении парниковыми газами, климатическими рисками и углеродным следом продукции Компании учитывают внешние и внутренние факторы, которые могут оказать влияние на подход к разработке и достижению целей.

Внешние факторы – факторы, связанные с политикой, экономикой, законодательством, конкурентами, социальными и экологическими условиями. Это факторы, на которые Компании не могут воздействовать, но могут минимизировать их негативное влияние или использовать их в своих интересах. К внешним факторам относятся:


  • законодательство в области охраны окружающей среды;
  • государственное регулирование и политика в области выбросов парниковых газов и изменения климата;
  • климатические условия;
  • система ценностей общества, предпочтения общества;
  • альтернативные способы производства и услуг;
  • экономическая стабильность;
  • наилучшие международные практики по изменению климата и адаптации к последствиям изменения климата.

Внутренние факторы – факторы, связанные с корпоративной культурой, кадровым потенциалом, системой принятия управленческих решений, производительностью. Это факторы, на которые Компании могут оказать свое воздействие. К внутренним факторам относятся:


  • возможность привлечения инвестиций;
  • состояние и оснащенность производственных мощностей;
  • экономия от масштаба производства;
  • величина издержек;
  • престиж и имидж Компании;
  • организационная структура и культура;
  • интересы высшего руководства и работников;
  • персонал и его квалификация;
  • углеродный след продукции.

Заинтересованные стороны

Перечень заинтересованных сторон, их потребности и ожидания, которые Компании рассматривают как значимые, но не ограничиваются этим:

Инвесторы и акционеры

  • Стабилизация парниковых газов
  • Выполнение обязательств в области сокращения выбросов парниковых газов
  • Применение принципов устойчивого развития
  • Адаптация к последствиям изменения климата
  • Безопасность активов от климатических рисков
  • Оценка инвестиционной привлекательности Компаний

Органы государственной власти, отраслевые ведомства

  • Определение целевых показателей и сокращение выбросов парниковых газов
  • Смягчение воздействия на изменение климата
  • Соблюдение нормативных законодательных требований в области управления выбросами парниковым газов
  • Повышение энергоэффективности и применение наилучших доступных низкоуглеродных технологий

Работники

  • Информирование в области управления выбросами парниковых газов, климатических рисков и углеродного следа продукции
  • Устойчивость заработной платы в независимости от климатических рисков

Поставщики, потребители и подрядчики

  • Информирование в области управления выбросами парниковых газов, климатических рисков и углеродного следа продукции

Местное население и общественные организации

  • Сокращение выбросов парниковых газов
  • Социально-экономическая поддержка от последствий изменения климата
  • Стабильность условий жизнедеятельности

Обязательства по соответствию, принятые Компаниями:


  • Обеспечение выполнения законодательных и других требований, касающихся управления выбросами парниковых газов
  • Повышение уровня осведомленности в области выбросов парниковых газов, климатических рисков и углеродном следе продукции
  • Раскрытие информации о производимых выбросах парниковых газов, углеродном следе продукции, климатических рисках и реализуемых проектах по снижению выбросов парниковых газов, углеродного следа продукции и действиях по адаптации к изменению климата
  • Повышение энергоэффективности, применение везде, где это возможно, альтернативных источников энергии


Мониторинг и пересмотр климатических рисков осуществляется с целью:


  • Отслеживания текущего статуса риска, включая его наступление, последствия и принятые меры по их устранению
  • Оценки эффективности выбранных методов управления рисками
  • Отслеживания статуса выполнения планов мероприятий, направленных на снижение ущерба и (или) вероятности критических рисков
  • Выявления необходимости переоценки рисков
  • Идентификации новых рисков

Управление выбросами парниковых газов

Осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития в условиях изменения климата, а также изменения внешних условий работы Компаний вследствие государственной климатический политики и действий ключевых заинтересованных сторон

Основными задачами управления выбросами парниковых газов являются разработка и актуализация реестра выбросов парниковых газов, и реализация проектов по сокращению выбросов парниковых газов

Компании отвечают за все количественно определенные выбросы парниковых газов, образующихся на производственных площадках, которыми они управляют операционным образом

Компании устанавливают и документируют организационные границы. При включении или ликвидации производственных площадок организационные границы актуализируются.

Операционные границы устанавливаются и документируются отдельно на каждой производственной площадке. Установление операционных границ включает в себя выявление выбросов парниковых газов и разделение выбросов на такие категории как прямые (Scope 1), косвенные энергетические (Scope 2) и другие косвенные выбросы (Scope 3), а также предлагает выбор того, какие из косвенных выбросов должны быть количественно определены и включены в отчеты. Прямые выбросы (Scope 1) – выбросы из источников, которые принадлежат или контролируются производственной площадкой (например, выбросы от сжигания в принадлежащих или контролируемых котлах, печах, транспортных средствах и т.д.). Косвенные энергетические выбросы (Scope 2) – выбросы от источников производства покупного электричества, тепла или пара, потребляемых производственной площадок (объем выбросов происходит на объекте, где производится электричество и который не принадлежит производственной площадке и не контролируется ею). Другие косвенные выбросы (Scope 3) – выбросы, которые являются следствием деятельности производственной площадки, но происходят из источников, не принадлежащих или не контролируемых ею, например:


  • деятельность по подряду, производство по договору франшизы
  • поездки работников на работу и в командировки
  • перевозки продукции, материалов, людей или отходов из одной организации в другую
  • утилизация или переработка отходов, которые были произведены производственной площадкой, но управляются другой организацией
  • выбросы парниковых газов от производства на основе закупленного сырья или исходных материалов

При изменении операционных границ производственные площадки актуализируют информацию.

Обязательному учету подлежат прямые (Scope 1) и косвенные энергетические выбросы (Scope 2). Учет других косвенных выбросов выполняется в той мере, в какой это целесообразно с точки зрения руководства производственной площадки.

В рамках своих операционных границ производственная площадка определяет и документирует идентифицированные выбросы парниковых газов и их количество.

Для количественного определения парниковых газов используется расчетный метод.

Для эффективного управления выбросами парниковых газов Компании определяют целевые показатели, учитывая при этом следующие направления деятельности:


  • энергосбережение и повышение энергоэффективности
  • использование возобновляемых источников энергии и когенерации
  • лесонасаждение

В качестве компенсационных мероприятий Компании могут приобретать углеродные единицы у сторонних организаций, выполняемых добровольные проекты по сокращению выбросов /поглощению парниковых газов.

Постановка целей в отношении парниковых газов включает в себя различные стратегии для определения и достижения сокращения парниковых газов.

Цели в отношении парниковых газов могут быть общими так и с удельными показателями.

Для достижения целей разрабатываются и реализуются соответствующие действия с определением изменения количества выбрасываемых парниковых газов. Действия и связанные с ними изменения количества выбросов парниковых газов документируются. План мероприятий содержит четкое определение круга задач, ответственных и сроки исполнения.

Мониторинг выбросов парниковых газов осуществляется с целью отслеживания выбросов с течением времени, поскольку Компании могут подвергаться структурным изменениям, таким как приобретение, ликвидация и слияния, а также передача деятельности на аутсорсинг или внутренний подряд, в рамках предоставления публичной отчетности, определения целевых показателей выбросов парниковых газов, управления рисками и возможностями, удовлетворения потребностей инвесторов и других заинтересованных сторон.

Мониторинг проводится в рамках отслеживания статуса выполнения текущих мероприятий по снижению выбросов парниковых газов и оценки их эффективности.

В качестве основы для установления и отслеживания прогресса в направлении цели парниковых газов используется инвентарный базовый год. Если структурные изменения Компаний оказывают значительное влияние на объекты выбросов парниковых газов, в этом случае выполняется пересчет объема выбросов за базовый год.

Управление углеродным следом продукции

Установка релевантных целевых показателей сокращения парниковых газов

Разработка стратегий для достижения целей

Улучшение эффективности использования энергетических и материальных ресурсов

Укрепление корпоративной репутации и улучшения качества отчетности посредством публичного раскрытия информации

Установление границ определения углеродного следа:

-1-

Целевая продукция

Идентификация целевой продукции, в отношении которой будет производится оценка углеродного следа продукции

-2-

Процессы

Идентификация этапов и процессов, непосредственно связанных с получением продукции

-3-

Потоки

Идентификация сырьевых, материальных, энергетических и сервисных потоков, необходимых для выполнения процессов;

-4-

Карта

Построение карты процессов для иллюстрации этапов и процессов жизненного цикла продукции

Инвентаризационный анализ:

-1-

Сбор данных

Сбор данных по входным сырьевым, материальным, энергетическим и сервисным потокам, и также по продукции, сопутствующей продукции и отходам

-2-

Выявление критических процессов

Отбор процессов, входных и выходных потоков, превышающих порог значимости

Количественное определение углеродного следа продукции производится с учетом всех включенных в границы определения углеродного следа продукции этапов и процессов.

На основании данных инвентаризационного анализа по каждому этапу и процессу производится расчет выбросов парниковых газов, результат которого делится на количество производственной целевой продукции.

На этапе производства сырья, материалов и энергоресурсов, а также доставки учитываются косвенные выбросы парниковых газов, на этапах производственных циклов– прямые и косвенные энергетические выбросы. Принимаются также в расчет выбросы/удаления парниковых газов, связанные с изменением использования земли.

Потенциал снижения углеродного следа продукции содержится в различных направлениях деятельности, которые производственные площадки осуществляют или могут осуществлять, или, на которые могут влиять, в рамках следующей деятельности:


  • Повышение энергоэффективности и энергосбережение, выполняемые в рамках системы энергоменеджмента на производственных площадках
  • использование возобновляемых источников энергии и когенерации
  • посадка лесов (лесонасаждения)
  • процессы, которые находятся под контролем поставщиков и подрядчиков на этапе приобретения и доставки материалов и энергоресурсов


Мониторинг углеродного следа продукции осуществляется с целью:


  • отслеживания текущего статуса углеродного следа продукции
  • отслеживания статуса выполнения текущих и идентификации возможности новых мероприятий, направленных на снижение/компенсацию углеродного следа продукции
  • оценки эффективности мероприятий, направленных на снижение/компенсацию углеродного следа продукции